Казаки: реинкарнация
Вот характерный эпизод вступления донских казаков атамана Краснова Воронежской губернии. Из воспоминаний Максимовой Варвары Федоровны, жительницы села Макашевка Байчуровского района Воронежской области:
Вернувшись домой, в Макашевку, дедушка с бабушкой занялись крестьянским хозяйством, тетя Варя поступила работать учительницей в Макашевскую НСШ, а мама и тетя Нюра поступили туда учиться. Они были хорошо подготовлены и успешно закончили школу. Тетя Варя вышла замуж за Попова Ивана Осиповича. Он работал в Сельсовете и был руководителем местной ячейки коммунистов. Они вскоре ждали рождения ребенка.
Но шла гражданская война, Макашевка, как и многие другие города и села, часто переходила из рук красных в руки белых, от чего страдало местное население. Тетя Варя с мужем жили отдельно от родителей, они снимали комнату у одинокой женщины рядом со школой и Сельсоветом, а хозяйка дома жила через сени в другой комнате.
Однажды ночью возле их дома раздались зычные крики – требовали открыть ворота. Дядя Ваня быстро перевел жену через сени в комнату хозяйки и попросил выдать ее за свою дочь, а сам бросил из своей комнаты в окно гранату и в суматохе скрылся через огороды.
В дом ворвались белые – это были шаповцы, Шапов – это фамилия командира отряда белых, ворвавшегося в ту ночь в Макашевку. Они стали требовать у хозяйки ответа, кто эта беременная женщина. Хозяйка ответила, что это ее дочь. Все бы и обошлось, но в банде был один макашанин. И он выдал тетю Варю, сказав, что это жена коммуниста Ивана Попова.
Бандиты схватили несчастную женщину и увели с собой. Ее посадили в подвал. Местные женщины пытались ее вызволить, переодев в крестьянскую одежду, вывести из подвала через огороды, но охрана их заметила и прогнала.
А через день знакомый моего дедушки сказал ему о том, что он ехал из Горелки, и под горой лежит убитая дочка деда Варвара Семеновна. Страшно представить, как отец собирал по кускам свою дочь.
Ей отрубили голову, вспороли живот и вынули младенца, отрубили руки и ноги. Мать – бабушка Дока – этого не выдержала, сошла с ума, а обе сестры тети Вари – моя мама и тетя Нюра – и дедушка с той поры и на всю жизнь остались замкнутыми и грустными.
Читать книгу Илья Ратьковского "Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917–1920 гг.)" из-за этого очень тяжело, т.к. она буквально насыщена такими документальными свидельствами многочисленных зверств белоказаков. Если офицерское Белое движение пыталось, хоть и неудачно, но вернуться в рамки неписанных законов войны, прекратив расстреливать хотя-бы рядовых красных бойцов, то белые казаки все дальше заходили в своих зверствах по отношению ко всему живому на захваченных ими территориях России.
Мало уступали им по зверствам белочехи, которым сейчас по недомыслию в некоторых местах (Самара, Челябинск, Сызрань и пр.) стали делать памятные знаки и обелиски. Их сносить нужно или ставить напоминания о их жестокостях и массовых убийствах.