В нынешних первых классах нет домашних заданий и не ставят оценок. У всех детей «всё хорошо». Новые ФГОСы формируют иллюзию полного благополучия. Но школа теперь не обязана учить всех. Поэтому проходит время, и идиллия зачастую разрушается. Вместо «всё хорошо» к родителям является страшное «всё плохо». Авральные меры положение не спасают, взрослые вдруг осознают, что их ребенок отстал безнадежно.
И тогда обращаются к репетиторам (кто может себе это позволить). Бывает, что несколько месяцев индивидуальных занятий возвращают ученика в образовательный процесс. И даже есть примеры, когда прежние двоечники становились после этого лучшими учениками класса. Но это редко. Репетиторы в массе своей не заинтересованы в таком исходе, ибо тогда они становятся не нужны.
Как правило, репетитор, как нянька, берет ученика «под ручку» и ведет его из класса в класс. Всё объяснит, всё подскажет, «разжуёт и в рот положит». В итоге возникает иллюзия другого рода: есть хорошие оценки, приличные результаты ОГЭ и ЕГЭ, но нет главного — не формируется способность к самостоятельному обучению.
Потом такого типа студенты заполняют университеты. Они ведь и знают кое-что, но без няньки — ни шагу. А вузовская система изначально предполагает большой объем самостоятельной работы.
Вы можете представить студента, который бы, не зная материала, на практическом занятии сам шел к доске? А сегодня такие — не редкость. Потому что там, у доски, они попадают «в родную среду», где всё объясняют и «за руку водят» (если преподаватель соответствующий).
Репетиторство в вузе стало нормой. Но наработанные там навыки, которые не вписываются в формат изучаемых курсов, выполненные «слева» контрольные и индивидуальные задания, — смешны и нелепы одновременно. Массовый репетитор «не тянет» разнообразие вузовских программ. То, что проходило в школе, в вузе не дает устойчивого результата и по большому счету не имеет смысла. Там надо либо учиться самому, либо не учиться вовсе.
Бесполезно надеяться, что вуз перестроится под новый контингент. Напротив, увеличение норматива числа студентов на одного преподавателя полностью исключает формирование модели обучения, хоть в какой-то мере приближенной к индивидуальному репетиторству.
Прежняя школа не только давала общую культуру, не сопоставимую с нынешней, но и УЧИЛА УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. У многих современных выпускников главный провал как раз в последнем пункте. И репетиторы этот провал часто не восполняют.
Отсюда вывод: надо восстанавливать школу. Ту, которою мы потеряли.