Конспирация оно само собой. Особо обиженные соввластью склонны усматривать в них аналогии с уголовным миром. Еще в 1980-е назначение кличек объясняли в школе, а сейчас забыли и гадают на кофейной гуще. Сначала намекну - большевики, меньшевики и эсеры меняли клички регулярно или сразу после волны арестов.
Не помогло?
Кличка - ключ к шифру. Письмо, если не было возможности писать "химией" (лимонным соком чаще или молоком между строк газеты или журнала), писалось цифрами. Цифры - простая нумерация букв полного имени владельца клички, упомянутой в письме. Цифры писались в контексте письма, вроде: "Поздравляю с 8-ми или 7-летним вязальным стажем Вашу тетку. Ей ведь уже семьдесят пять (две цифры)?... Крепко жму руку. Буду у вас 21 марта (месяц-тоже цифра), а не получится, то через две недели (тоже считаем)".
В полном имени достаточно 21-23 букв - по смыслу все будет ясно и с пропусками. Не хватает - в письме будет указана любая профессия - ее тоже считать. Просто цифрами писали при срочном деле и очень надежным корреспондентам.
Наглядный пример из ПСС Ленина. В 1902 году охранка почти разгромила все газеты социалистов. Из Питера Ленину прислали шифрованный запрос - куда и кому из Европы отправили новые печатные матрицы. Ленин ответил: "Привет Алексею! 6-22-7-18-5-10-23".
"Алексей" - кличка Юлия Цедербаума (впоследствии станет известен как лидер меньшевиков Мартов). Полное имя по той орфографии - Юлiй Осиповичъ Цедербаумъ - 23 буквы. Получается "Смировъ". Такой клички в Питере тогда не было, но была "Смирновъ" - типографский рабочий-марксист. Ему матрицы и пришли. Некоторые буквы повторяются - это типа ништяк, их можно разными цифрами писать.
Ильич менял клички 2 раза в год примерно. И часто у него их было по 2-3 для разных адресатов.
Если письмо перехватывали и вникали, что это шифровка, то шли на адрес. Но адрес никогда не был личным - только подставные лица. Никого не поймали - мучайтесь с расшифровкой. Пойманный рассыльный в курсе кличек обычно не был. Мороки, короче, они изрядно охранке доставляли.
Клички не надо путать с именами по фальшивым документам.