Diffamo

Москва начала - Курск закончил

Статью "Уроки Курской битвы" опубликовала ежедневная британская газета "The Times" 6 декабря 1943 года. Перечитаем?

Два года назад, 6 декабря 1941 года, наступающая германская армия оказалась в 30 милях от столицы России, но в тот день Красная Армия нанесла первый контрудар, приведший к поражению вермахта.

От нашего корреспондента в Москве

В основе успеха, сопутствующего сегодня российскому оружию, лежит опыт, полученный в ходе 300-часовой битвы, состоявшейся в июле сего года. Недавно опубликованная официальная информация об операции немцев на Курской дуге, ее провале и последующем контрнаступлении российской армии проливает свет на ряд факторов, имеющих непосредственное отношение к нынешней ситуации, как в плане наступательных, так и оборонительных ее аспектов.

Сегодня, когда немцы ожесточеннее чем когда-либо сопротивляются наступлению, начавшемуся после их разгрома под Курском, представляется небесполезным рассмотреть некоторые уроки, вынесенные из июльских сражений. Командование Красной Армии не только изучило их самым внимательным образом, но и успешно применяет полученный опыт на нынешнем этапе кампании.

Самым поразительным результатом летней битвы, вероятно, является значительное улучшение качества штабной работы русских.

В ходе напряженного периода, предшествовавшего началу наступления немцев, Ставка решала, возможно, самую серьезную за всю войну задачу - разрабатывала различные планы активной оборонительной операции, чтобы не быть застигнутой врасплох непредвиденными обстоятельствами в схватке, где ставки крайне высоки, и готовилась к наступлению, которое должно было последовать за срывом операции противника.

Была создана глубоко эшелонированная линия обороны, подтянуты дополнительные части пехоты, построена мощная система полевых укреплений. Была подготовлена система противотанковой обороны: внушительные минные поля, а также сосредоточенные во втором эшелоне артиллерия и танки.

Измотать противника

Русские настолько хорошо подготовились, что враг, нанеся удар бронетанковыми силами, в три раза превосходящими армию, брошенную Гудерианом на Москву, и сосредоточенными в секторе, который на быстроходной машине преодолевался за один час, не смог прорвать оборону русских. Наступление немецкой армии было быстро остановлено, а затем она была измотана и обескровлена боями в основной зоне оборонительной системы русских.

Оборонительная тактика, доказавшая свою эффективность в ходе летних боев, сегодня применяется российским командованием на Украине, где враг в попытке прорвать линию фронта вновь собрал свою бронетанковую мощь в кулак. Для русской разведки, от чьих действий зависит успех стремительных охватов противника с флангов, характерных для нынешних наступательных операций, бои под Курском также стали хорошей проверкой.

Советские разведчики трудились не покладая рук. Порою после долгих тщательных операций воздушной и войсковой разведки - русские разведгруппы проникали глубоко в тыл врага, чтобы захватить в окопах и блиндажах 'языков' - казалось, что все планы врага ясны. Но последующие события разворачивались не так, как предполагало командование.

 Враг, вместо того чтобы атаковать, укреплял оборону и перегруппировывал свои силы. Неожиданно в конце июня создалось впечатление, что противник отменил наступательную операцию, и отозвал силы, которые ранее были подтянуты к линии фронта. Было высказано предположение, что немцы решили покончить с неопределенностью и пойти в атаку только после того, как поняли, что союзники России собираются начать наступательную операцию не на Западном фронте, а в Сицилии, для обороны которой требовалось не так много немецких сил.

 Подготовка, приближенная к практике

 Окончательное подтверждение о наступлении немцев русские получили всего лишь за несколько часов до его начала, когда младший сержант-сибиряк Федор Семенов притащил на спине с ничейной полосы немецкого сапера, который должен был расчищать дорогу для немецких танков. Этот немец был единственным из группы в 17 человек, кого удалось взять живым, и, к счастью, он оказался словоохотливым.

Серьезная боевая подготовка, которую войска прошли этой весной, готовясь к наступлению немцев, приносит плоды на нынешних полях сражений. В ходе подготовки были отринуты все условности. Пехота строила такие же укрепсооружения, которые ей в дальнейшем пришлось возводить на фронте, и в ходе учебных боев отрабатывала их оборону.

Танкисты учились штурмовать фортификации максимально похожие на те, что строят немцы. Танки, атакуя препятствия, переезжали через глубокие окопы, где укрывалась российская пехота, которая таким образом усвоила урок - хорошо окопавшемуся солдату никакой танк не страшен. Советское командование использовало опыт русского генерала Суворова, который, обучая войска перед битвой, посылал кавалерию в атаку на пехоту и говорил: 'Тяжело в учении, легко в бою'.

В ожесточенных оборонительных боях на границах 'Киевского выступа' ходило много разговоров про упорных русских солдат, которые дожидались, пока тяжелые немецкие танки переедут их окопы, а затем шли в штыковую атаку на следующую за танками пехоту, бросали гранаты, в то время как артиллеристы расправлялись с разрозненными машинами.

Многие уроки, вынесенные с июльских полей сражения, применимы и сегодня. Немцы сейчас менее изобретательны в нападении, чем в обороне, и говорят, что тактика, используемая ими при контратаках в попытках ускользнуть из ловушки, в которую их заманили на Украине, почти ничем не отличается от их летних маневров.

Теперь мы в общих чертах представляем себе, как было сорвано наступление немцев: как враг сосредоточил мощные бронетанковые силы на двух узких участках на северо-западе и юго-западе от Курска и на протяжении 300 часов без передышки бросал их в атаку на позиции русских; как врагу не удалось совершить прорыв, зато он оказался надежно заперт в зоне обороны русских, поскольку не смог перегруппировать свою крепко спаянную военную машину, и как он там истекал кровью, пока не пробил час контрнаступления Красной Армии.

Глубоко эшелонированная оборона

Русские всесторонне проанализировали эту битву, и вот к каким выводам они пришли.

Первостепенно важную роль для срыва планов врага на раннем этапе сыграла массированная артиллерийская контрподготовка - хорошо спланированный удар по огневым позициям противника. За счет массирования огня и его тщательной корректировки русской артиллерии в первые же часы сражения удалось уничтожить значительную часть орудий неприятеля, а затем обрушить огонь на пехоту.

Этот огневой налет спас противотанковую оборону русских, и в дальнейших операциях против немецких танковых клиньев использовался именно этот способ защиты линий противотанковой обороны.

В Курской битве на первой оборонительной линии была сосредоточена пехота, поддерживаемая артиллерией, минометами, саперными частями и авиацией, и теперь это стало классической схемой. Немцы, используя тактику таранного удара, смогли в этой битве прорвать первую линию обороны, но секрет современной обороны заключается в том, чтобы задержать наступление противника уже на первом рубеже на достаточно долгий срок, чтобы успеть подготовить следующие эшелоны обороны к отражению группировок неприятеля на выявленных в ходе этих боев направлениях главного удара.

Если к тому же части, защищавшие прорванную первую линию, смогут, организованно отступая с боями, затруднять продвижение следующей за вражескими танками пехоты, опасность прорыва становится минимальной.

Именно это и произошло в ходе Курской битвы.

Преодолев первую линию обороны, тяжелые танки, образовывающие стороны ромбовидного боевого порядка немцев, должны были бороться с русскими машинами, которые они превосходили по дальнобойности орудий. Внутри ромбов были расположены более легкие танки.

Враг, судя по всему, рассчитывал на полномасштабное танковое сражение, поскольку его машины были выстроены в такой формальный боевой порядок, что один из свидетелей сражения сказал, что это напомнило ему классическое начало морского боя. Однако русские танки были зарыты в землю, и виднелись только их башни.

Таким образом, зона, по которой продвигались немцы, была усеяна сотнями бронированных огневых точек, расположенных среди русской артиллерии и пехоты и представляющих небольшие и разрозненные мишени.

Пытаясь преодолеть это препятствие, немцы растратили все свои силы и, в конце концов, вынуждены были отказаться от массированного танкового наступления. Кроме того, опасаясь, что их артиллерийские позиции могут подвергнуться прицельному обстрелу русских, немцы вынуждены были открывать огонь только после того, как русские переходили в контратаки.

Эта тактика, доказавшая свою эффективность в июле, теперь стала стандартной. И сегодня, выстраивая оборону против ударов немцев, русские придерживаются той же благоразумной системы - закапывают танки в землю.

Хорошо отлаженная машина

Еще одним важным уроком июльских сражений стали координация и одновременное использование всех родов войск в ходе боя.

В советских военных учебниках всегда особо отмечалось, что на поле боя армия должна представлять собой хорошо отлаженную и безупречно работающую машину. Но только в июле эта задача была до конца реализована.

При большом количестве русских сил, сконцентрированных на узкой линии фронта, любой сбой в организации мог привести к гибельным последствиям. Однако во всех донесениях отмечается выдающаяся слаженность действий всех частей.

В Курской битве, где периоды полного спокойствия сменялись внезапными краткими, но мощными ударами, русские, защищавшие свою землю, должны были призвать на помощь все свое природное упорство. Они проявили не только присущие им пылкость и отвагу, но и продемонстрировали совершенно новые качества.

Это была битва, где радиосвязь играла более важную роль, чем во всех предыдущих сражениях. Эта битва требовала точности, сдержанности и четкости - качеств, которые русской молодежи не привили в мирное время. Теперь те, кто выжил в Курской битве, овладели этими навыками в совершенстве.

И в нынешних боях, где сражаются многие из этих людей, эти качества оказались в полной мере востребованными.


Автор
Чернышев Роман