Патриции и плебеи
Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами.
Первоначально все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях, как о толпе, едва способной к разумной мысли.
Однако у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения.
После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака.
Должность плебейского трибуна, основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство.
Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей. После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным.
С течением времени некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился.
Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов.
В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: тем, кто не мог приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества, часто было необходимо жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников.
Люди, добившиеся более высокого положения, такие, как Гай Марий или Цицерон, были известны, как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями.
Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.
Перепись населения разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению.
Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса.
Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс.
Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец, пролетарии, у кого не было никакой собственности.
Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников - тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н.э.
Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.
Женщины
Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединялись к классу своего мужа.
Освобожденные женщины могли выйти замуж, но им были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа.
Рабыням разрешалось выйти замуж, если это позволят их владельцы.
Иностранцы
Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи.
Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами.
Свободнорождённые иностранцы были известны, как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры.
Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.
Вольноотпущенники
Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников. Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи.
Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев.
Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами. Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина.
Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии. Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых 'с мелом рабского рынка еще на их пятке'. Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).
Рабы
Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене.
Во времена Поздней Республики и Империи большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией. Рабы первоначально не имели никаких прав.
Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой привлекательной рабыне.
Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.