Diffamo

Зарплаты глав государства

 

 Несмотря на то, что Иосифа Виссарионовича Сталина сейчас принято ругать последними словами, называя бессовестным тираном, мне он нравится. Признаюсь честно - прочитал множество книг, посвященных ему, и могу сказать: вокруг него нагромождена чертова туча лжи.

 На мой взгляд, Сталин был одним из лучших, если не лучшим Генсеком Советского Союза. Он был собран. Целеустремлен. Скромен.

 Не верите? Рассмотрим на примере личных доходов.

 Нет, ну самым скромным, разумеется, можно считать товарища Ульянова-Ленина. Он назначил себе зарплату в пятьсот рублей – в те времена столько зарабатывал грузчик столицах – и запретил партийцам получать любые левые надбавки. Представляете, как тяжело им, беднягам, жилось до 1973 года, до того момента, когда распоряжение Ульянова-Ленина было отменено? Никаких тебе премий, гонораров, надбавок, доплат. В наше время кажется нонсенсом.

 Сталин зарабатывал чуть больше. Поначалу – в три раза меньше средней заработной платы по стране. Около 225 рублей. В середине тридцатых годов его получка выросла - стала равной средней по стране, примерно 500 рублей. В конце тридцатых она была уже 1200 рублей и, надо признать, являлась самой высокой в стране. И лишь после денежной реформы начала превышать зарплату среднего рабочего в десять раз: назначено было ровно 10 000 рублей.

 Заслуживал ли Вождь таких заработков?

 «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…». Эти слова были произнесены Иосифом Сталиным в 1935 году на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев. Сейчас многим эти слова кажутся верхом цинизма и насмешкой, но стоит вспомнить: после индустриализации к середине тридцатых уровень жизни заметно улучшился. Выросла зарплата, была отменена карточная система на продукты, в магазинах увеличился ассортимент товаров.

 Вот Никита Сергеевич Хрущев – тот сразу, не мелочась, назначил себе тысячу рублей. В десять раз больше, чем в среднем по стране. Давайте вспомним, за что?

 Он всей стране рассказал, какой Сталин был плохой. Пообещал, что скоро гражданам станет совсем весело, по производству мяса и молока мы догоним и перегоним Америку, а царица полей заколосится под каждым балконом.

 Правда, были и плюсы: именно на этот период пришелся подъем советской культуры. Оттепель подарила стране Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, писателей Виктора Астафьева и Александра Солженицына, театральных режиссеров Олега Ефремова и Галину Волчек, кинорежиссеров Эльдара Рязанова, Марлена Хуциева, Леонида Гайдая.

 Дальше был товарищ Брежнев. Зарплата у него была небольшой, а вот ленинское положение о премиях Генсек отменил и получил премию Ленинскую в 1973 году. Двадцать пять тысяч рублей, не больше, не меньше. Еще имел гонорары за свои бессмертные произведения, изданные просто гигантским тиражом - «Малая земля», «Целина», «Возрождение» были изданы каждый по 15 миллионов экземпляров.

 Стоил ли он всех этих денег?

 Времена Брежнева именуют застоем. Не было никаких потрясений, установилось некое экономическое равновесие. В 1980 году СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, Советский Союз стал единственной самодостаточной страной в мире, которая могла развиваться исключительно благодаря собственным природным ресурсам.

 Впервые за всю историю граждане СССР чувствовали, что государство заботится о них. Апогеем эпохи стали московские Олимпийские игры, которые прошла в 1980 году, а ее символом – олимпийский Мишка, улетающий на воздушных шарах на церемонии закрытия Олимпиады.

 Андропова пропустим, слишком мало он был у власти, и перейдем к Михайло Сергеевичу Горбачеву.

 Ругают его у нас сейчас много. При Горбачеве Советскому Союзу пришел конец, а на граждан надвинулся призрак голода и гуманитарки из-за океана. Зато как хорошо было! Ни одна страна в мире до сих пор не может похвастаться таким стремительным переходом от тоталитаризма к демократии и свободе слова. Власть ругали и материли отовсюду – с высоких трибун, из динамиков радио и телевизоров, на кухнях, парковых скамейках и за доминошными столами во дворах. Чуть ли не быстрее Хрущева, разоблачившего культ личности Сталина, советским людям разъяснили: революция была злом, все плохо, но теперь все будет хорошо.

 От государства Михаил Сергеевич получал за это всего восемьсот рублей в месяц. К концу “развала” – три тысячи. Видел инфу, что простой рабочий в те времена мог заработать пятьсот рублей – максимум, но, признаюсь, зарплат по пятьсот не знаю, даже понаслышке, обычно они были гораздо ниже. За выступления на форумах и конференциях Генсек мог иметь около 200 тысяч долларов за раз. Так то вот.

 Думаю, не надо долго думать, кто был лучшим управленцем: тот,который страну построил, или тот, кто ее развалил.

  


Автор
Морозов Дмитрий