Проанализировав лишь малую часть панических прогнозов, которые давали в начале 2009 года общественные деятели и эксперты оппозиционной ориентации, недоумеваешь - как мы вообще еще живы? Давно должны были умереть от инфляции, девальвации, безработицы и бунта - при президенте-то-"пьянице" и все усиливающемся конфликте в "тандеме"!
Год начинался «хорошо» - со статьи-сценария «Новочеркасск 2009», прогнозирующей на фоне «экономического кризиса, в который все глубже погружается Россия» бунты в регионах страны, которые «могут реализоваться... уже в самое ближайшее время». Сопровождаться они будут, согласно сценарию, перекрытием центральных магистралей, захватами административных зданий, выходом городов и даже, возможно, целых регионов из-под управления властей: «Растерянные чиновники разбегаются, опасаясь насилия. Милиция не вмешивается, но и не скрывает симпатий к «бунтовщикам», многие из которых соседи или даже родственники».
Мало апокалиптичности? Это пока. Автор - член правления «пропрезидентского» Института современного развития Евгений Гонтмахер, все предусмотрел: «Появляются стихийные лидеры, которые пытаются ввести события в организованное русло. Среди вожаков нет местных партийных руководителей, например коммунистов. Они намертво встроены в псевдопартийную систему, сформировавшуюся в начале 2000-х гг., и впали в такой же ступор, как и чиновники. Более того: члены «Единой России» лихорадочно прячут в потайные места (а то и сжигают на газу) свои партийные билеты».
Кремль в растерянности: «идти на переговоры с собственным населением - это далеко не то же самое, что кричать в телефонную трубку: «Шамиль Басаев, ты меня слышишь?!» Применить силу? Только ее, оказывается, и нет. Местная милиция против своих горожан не пойдет. Прислать ОМОН? А если прольется кровь? ...Тем более что «бунтовщики» доведены до отчаяния и им нечего терять. Кроме того, в Н-ск начали прибывать нежелательные свидетели - журналисты».
Тут вам и русский бунт, бессмысленный и беспощадный, и скорая революция. А что вы хотели - кризис, к которому страна совсем не готова.
Не сбылось? Ерунда, автор легко переносит дату бунта на следующий год. 13 декабря в эфире «Эхо Москвы» Евгений Гонтмахер выступает с репликой «Новочеркасск 2010». «С нынешним авторитаризмом, - говорит он, - рядящимся в псевдодемократические одежды, мы никуда от проблемы моногородов не денемся».
Вообще, начало 2009 года было пронизано паническими ожиданиями в связи с кризисом. Стартовавший в сентябре 2008-го, за первое свое полугодие он совершенно «недостаточно», с точки зрения многих оппозиционных экспертов, затронул Россию. Должно было быть много больше. Но если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе - эксперты и СМИ начали стращать россиян надвигающимися бедами. Одна из центральных «новогодних» тем - скорая девальвация рубля.
Так, известное и уважаемое сетевое издание сообщало: «Девальвация рубля неизбежна, признал Центробанк. Единственное, что пока обещают его представители: она не будет «очень резкой».
Правда, при ближайшем рассмотрении сразу же выяснилось, что представитель Центробанка, на которого сослалось издание, говорил немного не о том: «Я не исключаю, - сказал он, - повышения гибкости валютного курса рубля, может быть, в нынешних условиях с некоторой тенденцией к ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам».
И к этим словам онлайн-СМИ дало такой комментарий: «Это заявление означает, что Центробанк может перестать удерживать стоимость бивалютной корзины, на 55% состоящей из американских долларов и на 45% из евро, на уровне не ниже 30,4 рублей».
Оценить «неизбежность» можно, глянув на современные нам обменные пункты (конца декабря 2009 года) - с их курсом в 29,50.
Другая тема - неизбежный политический кризис, спровоцированный в России экономическими проблемами. Гонтмахер со своим сценарием был не одинок. «Россия вошла не просто в финансовый кризис, не просто в социальный кризис, а в системный кризис», - сказал в онлайн-интервью «Газете.Ру» Михаил Касьянов в январе.
А вот новостное сообщение от 9 февраля: «Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов, находящийся с визитом в Таллине заявил, что в нынешнем году в связи с экономическим кризисом Россию ждут массовые народные протесты».
Прогнозы Касьянова следующие: «самые негативные факторы, которые могут возникнуть, в очень скором времени будут ощущаться каждым гражданином. Прежде всего это относится к галопирующей инфляции и растущей безработице. Уровень безработицы в России будет выше, чем в любой другой европейской стране. И я прогнозирую, что количество безработных достигнет 20 млн. человек, т. е. примерно 13,5% работоспособного населения».
«Таким образом, этот социальный аспект будет очевиден каждому уже в марте - апреле, - продолжает бывший премьер. - И тогда многие граждане поймут, что их соседей уже уволили с работы, и угроза потери ими своих рабочих мест будет ощущаться сильно».
По словам Касьянова (январь месяц 2009 года, напомним), очень скоро в стране «начнутся революционные проявления, и власть очень скоро поймет, что она не в состоянии контролировать ничего. И уже даже судьба этой власти, этих людей, не будет зависеть от их собственных решений».
Самое интересное, что из этих прогнозов не сбылось вообще ничего. Концепция потихоньку трансформировалась, «вторую волну кризиса» ждали весной, затем осенью, не дождались и переключились на другую тему - «неизбежный» конфликт в тандеме Путин-Медведев. За признаки начинающегося конфликта принимали многое - в том числе и мелкие перестановки в Администрации президента.
Так, весьма своеобразно воспринял политолог Дмитрий Орешкин назначение Евы Василевской начальником референтуры президента в начале октября. «По существу назначение Василевской говорит о том, что президент пытается сформировать свою собственную команду. Не пользоваться услугами людей Путина, чтобы хотя бы слова для его выступлений писал тот человек, который ему ближе», - сказал он в интервью «Свободной прессе».
«Это неизбежный процесс (нарастание противоречий в тандеме Путин - Медведев - ред.), тем более, на фоне кризиса, - продолжает Орешкин. - Хорошо демонстрировать дружбу и любовь, когда у тебя вся в порядке, экономика и доходы населения растут. А когда доходы падают, и впереди плохая зима с плохими коммунальными услугами, да еще при одновременном росте цен на эти самые услуги... Тут трудно изображать искреннюю любовь, потому что в этом случае президент становится тоже виноватым за все это».
Зима пришла, но ни особых трудностей, ни существенных противоречий так и не обнаружилось.
В общем, «мечты сбываются, и не сбываются». Хорошо бы прогнозы оппозиционных политологов о девальвации, кризисе, массовой безработице и русском бунте не сбывались вообще. Даже в «Новочеркасске 2010».
Одним кризисом и «революционными» прогнозами деятельность оппозиции в минувший год не ограничивалась. Всех мелких информационных «вбросов» и диффамаций не перечислить - слишком уж велико их число. Можно вспомнить фотосессию с якобы «пьяным» Дмитрием Медведевым на саммите G8, когда ушлые фотографы, используя скоростную съемку, запечатлели президента в нелепых позах и с удовольствием распространили съемку в блогосфере.
Постоянным объектом манипуляции являлись социологические опросы. Заголовки «Рейтинг Путина и Медведева падает» стали в уходящем году чуть ли не нормой - при том, что сами социологи никаких падений не фиксировали.
Таких примеров множество, всех, действительно, не перечислить.
Интересен вывод - оппозиция, выдающая мрачные прогнозы и стремящаяся изо всех сил нащупать тот рычаг, что способен нанести власти имиджевый ущерб, настолько зациклилась в своих чаяниях, что создала в уходящем году свою собственную альтернативную информационную среду, которая практически не пересекается с реальной. Достижение, прямо скажем, неоднозначное.
Особенно если сами они своим прогнозам верят и ими руководствуются.